fbpx

Рефекторий или обеденный зал

Большую часть южного крыла занимал продольно расположенный зал с тремя сводами. На внешней стене под подпружной аркой сохранилось два тонких резных пилястра в простом геометрическом стиле. На месте нынешнего лифта в углу зала находилась большая гипокаустовая печь.

Напротив церкви в южном крыле располагались комнаты, связанные с мирской деятельностью – обеденный зал (рефекторий) с кухней, а также дневная комната монахов, где могла происходить различная деятельность, как, скажем, перепись манускриптов и обучение послушников. Со своими большими окнами на солнечной стороне и большой печью, зал южного крыла Падизе прекрасно подходил для этого.

Когда пища была готова, звонили в колокол и монахи, первым делом, мыли руки, а затем, продвигались рядом в рефекторий и ждали приора, под руководством которого проходила трапеза. После обеденной молитвы келларий вместе с поварами выносили в зал через люк в кухонной стене горячие блюда и расставляли их по столам.  Столы обычно располагались лишь в два ряда, таким образом, чтобы сидящие на скамьях были бы повернуты лицом к друг другу. В летнее время прием пищи происходил два раза, а в большую часть года, лишь один раз в день, за исключением воскресенья.

 

По изначальному уставу цистерцианцам было запрещено употреблять в пищу мясо (яйца и рыба разрешались). К началу основания монастыря Падизе, к 14 веку, ограничения постепенно послаблялись, потому как с однообразным и скудным рационом монахи выдерживали в монастырях недолго и умирали молодыми. Сперва мясо начали предлагать только гостям монастыря за столом аббата, а в 14 веке уже и больным для их скорейшего выздоровления.

За аббатским столом мясо могли получить и простые монахи по праздникам. Около 1440 года было решено, что каждый монах может принимать в пищу мясо раз или два в неделю. Археологические раскопки пролили свет на многочисленные находки говяжьих, свиных и бараньих костей, благодаря чему стало ясно, что мясо тут ели.

Ввиду ограничений на употребление мяса, важное место на столе монахов отводилось рыбе. По данным археологии, у монахов Падизе на столе точно присутствовала треска, тюрбо, угорь, щука, камбала, окунь, карп, лещ, елец, сиг и салака. Из письменных источников известно, что монастырю принадлежали права на отлов рыбы из рек в окрестностях Хельсинки, где в больших количествах вылавливался лосось. В повседневности же, на столе цистерцианцев был лишь хлеб и два горячих блюда, приготовленных из овощей. По возможности, в качестве третьего блюда предлагались фрукты и овощи, а по праздникам – яйца, рыба, сыр и пеклеванный хлеб. В качестве напитка в южных частях Европы употребляли, – в разумных количествах, конечно же – вино, но в Эстонии, где виноград не растет, пили, скорее, пиво, которое было, в сравнении с современным, очень легким.

Обед монахов был не просто приемом пищи. Посуду следовало передавать настолько тихо, насколько возможно, чтобы всем были бы слышны чтения. Сменявшийся раз в неделю монах (лектор) зачитывал остальным вслух священное писание или другое произведение духовного содержания. На западной стене для чтеца была построена высокая кафедра, напоминающая балкон, куда можно было попасть по лестнице в стене. Напротив кафедры, на западной стене, висел священный образ или вырезанное из дерева распятие. Таким образом, рефекторий был еще и сакральным помещением, где заботились не только о плотской, но и о духовной пище.