fbpx

Зал капитула, парлаторий и дормиторий

Самые важные помещения монастыря располагались, как правило, в восточном крыле – все здешние комнаты были лишь в распоряжении монахов. Сейчас по восточному крылу можно перемещаться из помещения в помещение через дверные проемы, прорубленные во эпоху мызы, однако в монастырское время все помещения были доступны лишь по отдельности через галерею.

Соседствующая маленькая комната была ризницей. Тут братья-священники хранили необходимые предметы и переодевались. Ризница часто использовалась и как библиотека, поскольку книг было так мало, что они все тут умещались.

В монастырях рядом с ризницей располагался монашеский зал собраний – зал капитула. Здесь каждое утро зачитывалась глава из свода правил монастырской жизни, составленного святым Бенедиктом. Монахи входили в зал не по возрасту, а по порядку вступления в монастырь. Придя на свое место, делался, прежде всего, поклон в сторону востока, – т. е. в сторону Христа, – а затем – к центру, в сторону собрания. Место аббата находилось в центре, у восточной стены. Монахи сидели вокруг вдоль стен на скамьях, новые члены – со стороны входной двери. Тут зачитывались жизнеописания святых и мучеников, после чего, каждый должен был доложить о своих или чужих проступках и прегрешениях за минувший день. Наказание было намного строже если провинившийся укрывал содеянное и это становилось явным через донесение со стороны кого-то другого. Сознавшийся бросался после этого вниз лицом и ждал решения аббата. Для пресечения распространения слухов, после было строго запрещено пересказывать или обсуждать между собой признания и показания данные зале капитула.

Третье помещение восточного крыла, находящееся на южной стороне, могло быть парлаторием, где проходили все необходимые обсуждения, поскольку общение в большей части монастыря был исключено. Название этого помещения, как и слово парламент, происходит от латинского слова parlare – “говорить”. Парлаторий был, по существу, служебной комнатой приора, куда он созывал монахов для докладов и поручений. Для вхождения в парлаторий монах должен был подать приору знак в виде жеста или звука. При получении допуска разрешалось войти не более, чем двум монахам сразу. Беседа должна была быть по делу и, насколько можно, короткой.

Во многих монастырях в стене парлатория, под лестницей, ведущей вверх в дормиторий, был большой, запирающийся на замок, шкаф для хранения свидетельства об основании монастыря, а также прочих важных канцелярских и светских документов. В южной стене Падизе тоже сохранились остатки стрельчатой ниши, как раз под бывшей лестницей.

Ведущую из южной части парлатория наверх, в спальный зал монахов – дормиторий – лестницу, называются в большинстве монастырей дневной лестницей, поскольку имелась также и тн. ночная лестница, по которой монахи двигались из дормитория процессией напрямую в церковь на ночную молебен. В Падизе ночная лестница отсутствовала и, поэтому, в дормиторий можно было попасть, как ночью, так и днем, лишь по дневной лестнице. На существование лестницы указывает лишь уходящий вверх косой фрагмент свода. Поскольку в восточном крыле Падизе, насколько известно, отсутствовало отопление, то были сомнения относительно того, действительно ли монахи там ночевали, особенно в холодное время года. Возможно, что дормиторий Падизе захватывал и второй этаж южного крыла или там и располагался, поскольку в южном крыле присутствовало отопление в виде крупной гипокаустовой печи. Монахи цистерцианского ордена в своем раннем периоде спали в одной общей комнате, но в позднем средневековье дормиторий был часто разделен деревянными перегородкам под индивидуальные камеры.